Занятия по театральной деятельности
Структура занятий кружка
Часть 1. Вводная
Цель: установить контакт с детьми, настроить детей на совместную работу. Основная процедура работы – ритуал занятия.
Часть 2. Продуктивная
-
- Основы театральной культуры. Данный радел призван обеспечить условия для овладения дошкольниками элементарными знаниями о театральном искусстве:
- Театр внутри, театр снаружи;
- История театра;
- Театральные профессии;
- Виды театрального искусства;
- Театральный словарик;
- Правила поведения в театре.
- Театральная игра направлена на развитие игрового поведения детей, формирование умения общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных жизненных ситуациях. Содержит: игры и упражнения, развивающие способность к перевоплощению; театрализованные игры на развитие воображения, фантазии; инсценировки стихов, рассказов, сказок.
- Ритмопластика включает в себя комплексные ритмические, музыкальные, пластические игры и упражнения, призванные обеспечить развитие естественных психомоторных способностей дошкольников, обретение ими ощущения гармонии своего тела с окружающим миром, развитие свободы и выразительности телодвижений. Содержит: упражнения на развитие ловкости и подвижности; игры на развитие чувства ритма и координации движений, пластической выразительности и музыкальности; музыкально-пластические импровизации.
- Сценическая речь объединяет игры и упражнения, направленные на совершенствование речевого дыхания, формирование правильной артикуляции, интонационной выразительности и логики речи. Содержание: упражнения на развитие речевого дыхания, дикции, артикуляционная гимнастика; игры, позволяющие сформировать интонационную выразительность речи (научиться пользоваться разными интонациями), расширить образный строй речи; игры и упражнения, направленные на совершенствование логики речи.
- Основы кукловождения направлен на обучение дошкольников технике и навыкам вождения различных видов театральных кукол.
- Подготовка к спектаклям базируется на сценариях и включает в себя темы «Знакомство с пьесой» (совместное чтение) и «От этюдов к спектаклю» (выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми; работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом; поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев; создание эскизов и декораций; репетиции отдельных картин и всей пьесы целиком; премьера спектакля; обсуждение его с детьми). К работе над спектаклем широко привлекаются родители (помощь в разучивании текста, подготовке декораций, костюмов). Во время подготовки к спектаклям педагогу необходимо придерживаться правил драматизации:
1.Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом.
Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим. Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на мои вопросы являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.
- Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети.
Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев
3. Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием мы с детьми обсуждаем, «проговариваем» каждую роль. В этом помогают вопросы детям: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?
4. Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?
Часть 3. Завершающая
Цель: получение знаний посредством создания совместных спектаклей, игр, викторин. А также получение ребенком положительных эмоций на занятии.
Программа занятий
Сентябрь |
Театр снаружи |
1.Игра на внимание «Кто во что одет?», 2.Игра с воображаемыми предметами «Поймай платок», 3.Игра на развитие умения передавать позу «Кто на картинке?» 4.Музыкально-пластическое упражнение «Наступила осень» |
Октябрь |
Театр внутри |
1.Игра на развитие памяти «Разложи предметы» 2.Пантомима «Утренний туалет» 3.Игра с воображаемыми предметами «Шкатулка» 4.Музыкаль но-пластическое упражнение «По грибочки» |
Ноябрь |
История возникновения театра |
1.Игра на быстроту реакции «Руки-ноги» 2.Упражнение на развитие жестов и мимики «Нарисуйте» взглядом разные фигуры» 3.Игра с воображаемыми предметами «Кухня. Готовим чай» 4.Музыкальная игра-танец «Опоньки» |
Декабрь |
Виды театра |
1.Игра на развитие внимание, выдержку, согласованность действий «Дружные звери» 2.Упражнение на развитие жестов и мимики «Штанга» 3.Игра с воображаемым предметом: «Обними и приласкай» 4.Музыкальный танец-импровизация «Пришла зима» |
Январь |
Театральные профессии |
1.Игра на развитие внимание, согласованность действий «След в след» 2.Упражнение на развитие жестов и мимики «Передай по кругу» 3.Игра на эмоциональное тепло и близость: «Посочувствуй другому» 4.Музыкальный танец-импровизация «Раз морозною зимой…» |
Февраль |
Театральные профессии |
1.Игра на развитие внимание, памяти «Хлопки» 2.Упражнение на развитие жестов и мимики «Повтори фигуру» 3.Игра на развитие воображения «Неожиданный сюрприз» 4.Музыкальный танец-импровизация «Марш Снеговиков» |
Март |
Культура поведения в театре |
1.Игра на развитие внимание, памяти «Солнечный зайчик» 2.Упражнение на развитие жестов и мимики «Изобрази перед зеркалом разные эмоциональные состояния» 3.Игра на развитие воображения «Лови кастрюлю» 4.Музыкальный танец-импровизация «Прогулка» |
Апрель |
Театральный словарь |
1.Игра на развитие внимание, памяти «Кругосветное путешествие» 2.Упражнение на развитие жестов и мимики «» 3.Игра на развитие двигательных способностей «Насос и кукла» 4.Музыкальный танец-импровизация «Роботы и звезды |
Май |
Театральная игротека |
1.Игра на развитие внимание, памяти «Изобрази, что видишь на картине» 2.Упражнение на развитие жестов и мимики «Расскажи текст по пиктограммам (эмоции)» 3.Игра на развитие двигательных способностей «Игра со стульями. Преобрази комнату» 4.Музыкальные игры «Купол неба», «4 шага» |
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»